Беспилотные системы: борьба с *террористами* или очередной ущерб технологическому развитию
Публикуем мнение специалиста по вопросам развития беспилотных воздушных систем (БВС). Очередные ограничения вокруг использования дронов преподносятся в виде *защиты интересов общественной безопасности*, вопросов "национальной безопасности" и "борьбы с экстремизмом".
При обсуждении данного вопроса нам вспомнилось, как в середине 90-х годов спецслужбы в России спохватились и попытались, по сегодняшней аналогии с дронами, поставить на учёт копировальную технику. На тот момент принтеров, факсов и других копировальных средств уже было продано в стране сотни тысяч, если не миллионы единиц. И данная невыполнимая затея, естественно, как неожиданно возникла у кого-то в разгорячённой голове, так скоропостижно и почила в бозе.
Спустя четверть века история повторяется.
Василий Лукашов, педагог, разработчик беспилотных воздушных систем (БВС), тренер-наставник авиамодельного кружка рассуждает о вреде очередной инициативы и предлагает разумные альтернативные меры.
На фоне нагнетаемого в СМИ негатива по поводу якобы опасности беспилотников периодически возникают инициативы тотального ограничения продажи летающих игрушек. По моему, такие мысли возникают от нежелания задуматься об истинных факторах риска и способах его снижения.
"Обучение пилотов дронов снизит риски эффективнее любых запретительных мер", - считает Василий Лукашов, педагог, разработчик беспилотных воздушных систем (БВС), тренер-наставник авиамодельного кружка.
Несколько лет наблюдаем, как Министерство транспорта РФ ведет политику ограничительного регулирования, настаивая на введении трудновыполнимых, и в такой же степени малоэффективных процедур, ссылаясь на опасность, которую могут представлять беспилотные летательные аппараты. Стоит отметить, что все авиационные инциденты тщательным образом протоколируются и учитываются, ведется соответствующая сводка. Таких инцидентов с участием беспилотных авиасистем — по пальцам пересчитать и более того, статистика показывает, что все эти нарушения носят неумышленный характер, это просто неосторожные полеты необученных пилотов-любителей. Вместе с тем, несмотря на статистику, в определенных кругах все равно не спадает инициатива запретить все то, что летает…

Ведомство же, непосредственно отвечающее за безопасность, на запросы по этому поводу отвечает кратко и по существу: будут прецеденты, будут и следственные действия, так как система решает проблемы по мере их поступления.
Помогут ли запреты?
Риски несет все вокруг, любой гражданин, занимавшийся рукопашным боем — тоже может быть опасен. Даже просто с голыми руками и без каких-либо технических средств. Почему же соответствующие структуры не запрещают единоборства по той лишь причине, что они могут быть опасны? Почему в свободной продаже можно найти кухонные ножи, которые сами по себе тоже представляют возможную опасность? Виноват ли инструмент в том, что его могут использовать не только во благо, но и во вред?
По существу вопроса очевидно, что запретить всегда проще, чем разобраться в его сути. Предпринять усилия, направленные на создание эффективного регулирования не во вред, практически всегда сложнее. И это касается любой активно развивающейся сферы. Любое движение встречает сопротивление. Особенно в самом начале своего пути.
Беспилотная авиация находится на этапе зарождения. Не только в России, но и за рубежом тоже. И попытки запретить ее мало отличаются от попыток столетней давности запретить воздухоплавание или автомобили. Кстати, в те времена запретительные меры также обосновывались опасностью, которую представляли собой новые технологии. История же, как известно, повторяется..
Риски эксплуатации
Два основных фактора лежат на поверхности - отказ техники или ошибки пилотирования. Отказ техники запретительными мерами не исключить, в какой-то мере это решается сертификацией, но посмотрите статистику, и в автотранспорте и в авиации техника иногда подводит. А сколько случаев ЧП вы знаете из-за отказа аппаратуры на беспилотнике или на авиамодели? Не знаете, потому что их количество мизерно, а риски нанесения ущерба из-за отказа близки к нулю.
Ошибки пилотирования - тут и не развитая моторика новичков и залеты в запрещенные зоны из любознательности и желания сделать красивый кадр. Почему это происходит? Начнем с наиболее доступного и массового явления — тех беспилотных летательных аппаратов, которые можно свободно приобрести во множестве магазинов: от игрушек до более серьезной техники, применяемой для видеосъемки свадеб, корпоративов и прочих торжеств (как правило, именно к ним относится столь популярный устоявшийся термин «дроны»).
Представим себя в роли родителя, приобретающего квадрокоптер с видеокамерой на день рождения своего ребенка. В магазинах на вопрос: «как и где научиться?» получаем типичный ответ: «это все легко, ребенок сам справится».
Крайне редко магазины занимаются обучением пилотированию дронов, их правилам их эксплуатации. Им достаточно только продать, и они не заинтересованы в том, чтобы отвечать за возможные последствия. И, с точки зрения бизнеса, это — правильно: ведь нельзя обвинять продавца хозяйственного магазина за то, что продали молоток, которым, скажем, кто-то разбил окно.
Итак, мы приобрели и подарили ребенку «игрушку», которую наше законодательство целиком определяет термином «беспилотное воздушное судно». Но мы об этом не знаем: нам никто не сказал и никаких правил не дал.
Погрузившись в вопрос глубже, на просторах интернета нам удастся найти:
требования об обязательной регистрации и учете БВС - ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.
ответственность за эксплуатацию БВС без регистрации влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. рублей на физическое лицо, на должностное лицо — в размере 20 тыс. рублей, на юридическое — 300 тыс. рублей.
учет легких до 30 кг БВС должен быть произведен в соответствии с порядком учета, который на сегодня еще не утвержден. И вроде как пока он не утвержден – перечисленная выше ответственность, не применяется.
Допустим, мы осознаем, что если не обучить ребёнка, то квадрокоптер очень быстро поломается, и у ребёнка будет отбито все желание. Если же не осознаем, то именно так и будет. При том - просто повезет, если не пострадают занавески и прочий домашний инвентарь. Итак: мы ищем, где и как научиться управлять квадрокоптером (про инструкцию не спрашивайте — в ней всё равно толком ничего не написано).
Вероятнее всего, поиск начнем с сетей Интернет и попадём на страницу клуба робототехники. По приходу туда мы выясним, что обучение — платное, группы сформированы, и, более того, интенсивных курсов нет, только абонемент. Затем мы поищем друзей-помощников, поспрашиваем других родителей, решим воспользоваться «сарафанным радио». Оно же, в свою очередь приведет к «кулибину»-самоучке, который не без вознаграждения научит азам пилотирования и нас самих, и ребёнка.
В результате, «наигравшись» с управлением квадрокоптером дома, ребёнок выйдет на улицу, и тут… Тут выяснится, что запускает он свой квадрокоптер в опасной близости от людей, вблизи секретного объекта, или «подсматривает в окна соседки», и та обратится в полицию. Добрых людей всегда хватает… Возможен и другой вариант: все обошлось, ребенок увлекся и стал сам разбираться в премудростях, черпая информацию из сети и многочисленных форумов, сам стал очередным «кулибиным». То есть, кому как повезет...
Здесь видим, основной источник риска при эксплуатации - незнание того, как правильно управлять и где летать.
Авиамоделисты
Спросите, а как же авиамодельные клубы, авиамодельный спорт, которым мы так гордились во времена СССР?
Дело в том, что СССР уже давно нет, и авиамодельные клубы, и авиамодельный спорт — скорее выживающий как явление вид. Несмотря на то, что наши соотечественники регулярно побеждают в международных соревнованиях, происходит это скорее вопреки, нежели как следствие рабочего механизма государственной системы. Всё держится исключительно на энтузиазме спортсменов. И поэтому сообщество профессиональных спортсменов-авиамоделистов относительно невелико и носит уменьшающийся характер.
Кроме того, спортсмен-авиамоделист всегда знает, что и где можно делать, а что и где нельзя: он обучен правильной эксплуатации каждого из узлов авиамодели, а потому никогда не позволит себе ее эксплуатацию, если это может повлечь негативные последствия.
Авиамоделисты — наиболее ответственные эксплуатанты «беспилотников», и более того, взрослые авиамоделисты, участвующие в соревнованиях, как правило, являются членами соответствующей спортивной федерации. К слову, сами авиамоделисты не относят свои модели к термину «беспилотники». Вместе с тем, с точки зрения закона, по формальным признакам они подпадают под это определение.
О любителях
Большинство людей «с руками», для которых построение и эксплуатация «беспилотников» является хобби — не участвуют в соревнованиях и не являются членами спортивной федерации. Это просто любители красивых полетов или модных увлекательных игрушек. Предположительно, именно их и считают основной группой риска инициаторы множественных ограничений…
И так, любитель
Возьмем крайний случай - неопытный новичок, каких большинство. Поставим себя на его место: Дорогая игрушка, или даже самостоятельно собранная своими руками модель самолета. И движет им получение удовольствия от красивого пилотажа или впечатляющих пейзажей на фотографиях. Пойдет ли такой любитель на сознательное нарушение? Скорее всего, нет. На неосознанное — возможно. И этот неосознанный риск может возникнуть тогда, когда человек просто не знает, что он нарушает и чем рискует. И пожалуй, никак иначе. Потому что не получит, в таком случае, того самого заветного удовольствия, чувства полета, без которого не может жить. Акцентируем внимание именно на этом: риски от этой категории граждан могут возникнуть только от незнания, от возможной правовой безграмотности.
Может возникнуть вопрос о лицах, которые идут на риск осознанно и причиняют кому-либо или чему-либо ущерб. В моем понимании, для них удовольствие — сам риск, причинение ущерба, что трактуется либо как хулиганство, либо как намеренное причинение вреда, имуществу, здоровью… То есть таких представителей следует относить к другой категории — к категории злоумышленников, а «беспилотники» для них лишь средство, инструмент. Такому дай в руки гвоздь, он и им поцарапает припаркованные автомобили…
И опять вывод - дайте любителям знания, объясните правила и риски снизятся на порядки.
О профессионалах
Если вы — профессионал, занимающийся видеосъемкой с воздуха. Так как вы, как говорится, «в теме», то вы либо осуществляете свою деятельность, насколько возможно, по закону, либо «партизаните».
В первом случае — вы прекрасно представляете себе все нюансы профессиональной деятельности и сами знаете, где и как получить необходимую консультацию, какие разрешения и процедуры следует пройти.
«Партизаны» же партизанят как раз от того, что делать все по правилам и разбираться во всех премудростях для них сложнее, чем быстро заработать, в надежде, что на них не обратят внимание. При этом, как правило, они понимают, что это «втихаря» не сможет длиться вечно...
Лично я уверен, что если для них будут созданы условия, при которых не будет необходимости вести свою деятельность подпольно, если будет возможность легализоваться без умопомрачительных сложностей, то «партизаны» немедленно вольются в ряды легальных профессионалов.
В случае, если речь идет о сотрудниках официальных компаний по эксплуатации БВС, то они связаны договорными отношениями со своими работодателями и никак не заинтересованы в том, чтобы лишний раз давать повод к обсуждению вопросов «опасности» и «безопасности» эксплуатации беспилотников.
О злоумышленниках
Дроны и террористы - одна из самых топовых тем в прессе последних двух лет. У страха глаза велики, поэтому именно страхами террористического применения дронов запугивает нас пресса и обосновывают запреты чиновники Минтранса. Мотивы таких законодательных запретов кроются, очевидно, не в интересах действительной безопасности и не в интересах развития рынка.
ь всем очевидно, если вы не делаете бизнес в беспилотной сфере, вами не движет любовь к полётам, если вы не родитель или ребенок на начале своего пути в небо, не спортсмен-авиамоделист, если вы сознательно заинтересованы в причинении вреда, то вы — злоумышленник, а беспилотные летательные аппараты являются для вас лишь способами и инструментами достижения злых помыслов.
Злоумышленник никогда не будет играть по утвержденным правилам, какими бы строгими они ни были. А значит ни один самый строгий запрет не преграда злому умыслу.
Где выход?
Что имеем: ограничения если и не совсем уничтожат растущий инновационный бизнес, то уведут рынок в тень, где злоумышленнику легче спрятаться. То есть запреты им как раз на руку. И торможение нашего развития тоже на руку.
В данный момент единственный, на мой взгляд, разумный путь – снизить риски инцидентов по неграмотности, а для этого нужно создать условия для повышения уровня знаний лиц, эксплуатирующих беспилотники. Возможно пришло время подумать о разработке целой образовательной системы, начиная от самых младших школьников и заканчивая взрослыми. Будет логично, если локомотивом этого начинания выступит Ассоциация Аэронет.